Конечно, помогает. Музыка может создать благоприятный эмоциональный фон, вызывая у человека определенные специфические ассоциации, как тонизирующие, так и успокаивающие. С другой стороны, она воздействует через ритм на сердечно-сосудистую систему, дыхание, двигательную сферу.
Правильно подобранная музыка может звучать до школьных занятий — так легче войти в работу. Ее хорошо включать через 2-3 часа напряженного учебного труда хотя бы на 10-15 мин. (это можно делать и в школе, и дома). Такая музыкальная пауза помогает предупредить или отдалить утомление. После окончания учебного дня, во время активного отдыха учащихся музыка поможет ускорить восстановительные процессы в организме, улучшить настроение.
С помощью инструментальной и оркестровой музыки, записанной на носитель, можно успешно бороться с излишним нервно-эмоциональным напряжением на экзаменах, контрольных опросах, письменных работах. Исследования, проведенные у нас в стране и за рубежом, правда среди студентов, показали: если перед экзаменами для успокоения проигрывать музыкальные произведения, отличающиеся ровным темпом, мягкие и мелодичные танцевальные и народные мотивы, а после экзаменов бодрые и ритмичные эстрадные мелодии, волнение студентов уменьшается. Они себя лучше и увереннее чувствуют, меньше устают и быстрее приходят в норму после экзаменационных волнений.
Специалисты по организации труда обычно рекомендуют для предупреждения или снятия утомления такие музыкальные произведения: Л. Бетховен — «К Элизе», 1 часть «Лунной сонаты», II часть сонаты № 8 (<<Патетической»); М. Паллавичини — «Если б тебя не было»; С. Краевский — «Ветер стих, море спит»; Я. Френкель — «Вальс расставания»; В. Шаинский — «Багульник».
Для того чтобы обеспечить тонизирующее воздействие музыки на организм и облегчить вхождение в работу, можно использовать такие произведения. Р. Паулс — «Песня о барабане», «Синий лен»; Д. Тухманов — «Мы с тобой танцуем»;
Й. Боувенс — «Белая голубка»; Ж. Бурже — «Пьеса для оркестра».
Однако при выборе музыкальных программ необходимо учитывать определенные вкусы и запросы, музыкальные пристрастия молодых людей и, конечно, музыкальную моду; только тогда можно добиться положительных результатов. Родители с ранних лет должны прививать детям навыки культуры. Ведь именно отсутствие культуры, внимания к другим людям кроется за такими фактами: подросток включил на полную громкость музыку да еще и поставил его на открытое окно. А ведь рядом может быть больной, старый человек, которого громкие звуки раздражают, ухудшают его самочувствие.